Русский язык

Методичні рекомендації щодо оцінювання результатів навчання мов національних меншин

Програма з російської мови  для загальноосвітніх навчальних закладів з українською мовою навчання(початок вивчення з 5 класу)



Календарне планування з російської мови 5 клас (нова програма)

Календарне планування з російської мови 6 клас (нова програма) 

Календарне планування з російської мови 7 клас (нова програма )за підручником  Коновалової М.В.

Календарне планування з російської мови 7 клас (нова програма) за підручником Полякової  Т.М. 

Електронні підручники

Російська мова 5 клас


Російська мова 7 клас


  Материалы для уроков развития речи

Как писать сочинения?

Сочинение-описание 

      С чего начать работу над сочинением-описанием?

Прежде всего, как и при написании любой работы, надо обдумать цель, тему и основную мысль будущего текста.

      Перед вами стоит задача: написать сочинение-описание. Значит, вам надо что-либо описать.

        Описать можно что угодно: предмет, природу, человека, животное, явление, процесс, состояние и т.д. Описать - значит ответить на вопрос: КАКОЙ? Какой предмет? Какая природа? Какой человек? И т. Д ... 
              Таким образом, описать - значит перечислить признаки предмета, природы, человека, животного, явления или процесса, т.е. дать характеристику. Поэтому в сочинениях типа описания должно быть много слов, обозначающий качество: прилагательных и причастий, существительных и наречий !!! Удивительно, но в текстах-описание может совсем НЕ БЫТЬ глаголов или их очень мало. В этом - отличие описан от текстов-повествований! Почему? В описании имеется движения. Имеется развития действия, имеется событий. Тексты описание и повествование различаются, как фотография и видео.
        Описание - это словесная фотография, оно дает представление о предмете, человеке, явлении и т.д. Описание создается для того, чтоб читатель «увидел» то же, что увидел автор. Если глаголы в описании и употребляются, то только в одной форме. Например, только в форме прошедшего времени, или только в настоящем, или только в будущем времени.

Сочинение-рассуждение

         Сочинение-рассуждение всегда имеет цель убедить читателя (слушателя) в чём-либо, изменить или закрепить его мнение по определённо вопросу (если мнение автора и читателя совпадают).

            Поэтому основой рассуждения, его стержнем становится чётко сформулированная, понятная и обоснованная с разных позиций одна главная мысль.
Пишем сочинение-рассуждение на свободную тему
Шаг первый. Чётко и полно сформулируйте мысль, которую хотите доказать.
   
Из каких частей состоит сочинение-рассуждение?
          Полное сочинение-рассуждение состоит из 3 частей. это:
тезис (и мысль, суждение, положение, которое вы сформулировал и которое будете доказывать)
аргументы (каждый из них должен служит наглядным, свершившимся, а потом убедительным доказательством вашей мысли)
вывод (он по сути повторяет тезис, но выводит его на новый уровень широкие обобщения, прогнозами, рекомендациями и т. Д.).
Необязательной, но желательной частью рассуждения является краткое вступление, задача которого - вовлечь читателя в диалог, обозначить суть и актуальность проблемы.
Основная часть: аргументы, содержание аргументов
Аргументация в сочинении-рассуждении должна занимать не мене 2/3 всего объёма. Оптимальное количество аргументов для небольшого (школьного или экзаменационне) сочинения - три.
Лучшими аргументами являются широко известные исторические факты (или не очень известные, но Которые можно легко найти в авторитетных источниках - энциклопедия, справочниках, научных трудах и т. Д.). Хорошим доказательством станут статистические данные, обсуждаемые события. В практике школьных сочинений самый весомый аргумент - литературное произведение, но не всё, а тот его эпизод, сюжетная линия, история героя, которые подтверждают вашу мысль.
       Чтобы подобрать аргументы правильно, мысленно каждый раз проговаривайте свой тезис и задавайте от него вопрос «Почему?»
    Аргументом может служит и личный опыт, но помните, что такое доказательство наименее убедительно и его хорошо представят в виде расширения к основным фактам, известным и авторитетным.
 Шаг второй. Подберите аргументы, подтверждающие вашу мысль, и расположите их в следующем порядке: «весьма убедительный - достаточно убедительный - самый убедительный».
Вывод
Вывод углубляет тезис, содержит - пусть  не явные - советы, правила, предлагает прогнозы.

Сочинение-повествование на свободную тему
Что такое свободная тема?
Обычно это рассказы о каком-либо событии, интересном случае, или воспоминание о путешествии, или в том, как ты провел каникулы, или рассказ о том, какую книгу ты прочитал, какой замечательный фильм посмотрел, с каким человеком ты познакомился, или рассказ о любимом писателе или актере, о политике,  который произвел на тебя неизгладимое впечатление .Также может быть и биографический рассказ, т.е. рассказ о самом себе ...

Стили и жанры повествовательных текстов
 Сочинение-повествование обычно пишется в художественном стиле речи. Это значит, что в таком сочинении можно и нужно будет использовать все разнообразие русской лексики. Можно даже добавить элементы разговорного стиля (чтоб передать особенности речи героев). Несмотря на то, что рассказ - это повествовательные тип речи, в такое сочинение мы можем добавить элементы описания или даже рассуждения. Описание поможет изобразить героев рассказа и место действия. 
В публицистическом стиле также можно написать рассказ. Тогда это будет репортаж, очерк, статья или Фельетон. О том, как написать такое сочинение, мы будем говорить в следующий раз.
 Как написать рассказ в художественном стиле?
 Приступая к работе над рассказом, необходимо придерживаться правил этого жанра.
 1 правило. В любого события, в котором ты пишешь в рассказе, есть начало, развитие события и конец. Соблюдай последовательность!
2 правило. Действия развиваются  не одновременно, а следуют одно за другим. Какая часть речи обозначает действие? Правильно - глаголы !!!! В рассказе должно быть много глаголов! 
3 правило. В рассказе должны быть действующие лица, они действуют, т. е. что-то делают и разговаривают!
 Составляем план сочинения 

Структура (или композиция) рассказа 
1. Вступление, или начало повествования: с чего все началось? Где происходят события? Когда? Почему? Кто главный герой? Вступление готовит читателя к основным событиям. Здесь сообщается о времени, месте действия, происходит знакомство с героями. Можно начать с обращения к читателям, сразу же обозначив тему своего рассказа.   Можно сразу же назвать место действия и героя.   
Далее следует завязка сюжета. Завязка - это событие, с которого все начнется, закрутится-завертится.   Хорошо, если завязка будет иметь интригующе характер. Нам важно «зацепить» читателя, удержать его внимание, чтоб он захотел читать дальше. 
2. Основная часть. Повествование набирает темп. События следуют одно за другим. Ты употребишь здесь много глаголов при описании действий героев. Большинство глаголов должны быть совершенного вида и в форме прошедшего времени (собрались, вышли, поехали, остановились, задумались ...) Это нужно потому, что действие совершается последовательно и имеет законченность, действие ограничено в своем развитии, имеет конец. На смену одному, приходит следующее действие. Можно употребить глаголы несовершенного вида в настоящем времени (говорит, отвечает, думает). Это сделает рассказ выразительнее, живее, как будто действие сейчас происходит, сию минуту, а не в далеком прошлом. Действие должно достичь кульминации, Наивысшей точки напряжения. Здесь и раскроется твоя основная мысль рассказа, то, ради чего ты и рассказываешь эту историю. После - напряжение спадает, повествование подходит к концу. 
3. Концовка, как правило, содержит развязку истории: чем дело закончилось. Развязка может быть очень неожиданной, парадоксальной даже. Итак, придуман интересный, захватывающий сюжет рассказа, продуманного плана (композиция) повествования, теперь смело приступай к написанию сочинения

Как написать изложение


1. Прослушайте текст.
2. После первого чтения текста выполните следующие шаги:
Определите тему текста (о чем текст?).
Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).
Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании - начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании - предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении - общее положение, аргументы, доказательства, вывод ).
3. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
4. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
5. Прослушайте текст во второй раз.
6. Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).
7. Составьте сжатый план текста, беря смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).
8. Напишите сжатой изложение каждой части, свяжу их между собой, чтоб получился текст.
9. Помните о главном условии: вы Должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.


6 клас


Самостоятельные части речи






Служебные части речи



Имя существительное




Урок в 7 классе по теме "Наречие"

Тема: Наречие как часть речи

Цели урока:
обучающие
• дать понятие о наречии как в части речи
• познакомить учащихся с общим значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью наречий;
• Формировать у учащихся умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении;
 развивающие:
развивать умения логически излагать свои мысли, Используя литературный язык;
 воспитательные:
формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
Тип урока: комбинированный урок
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности
1. Определение темы.
- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Попробуйте разгадать ребусы, назовите слова, Которые зашифрованы.
2. На доске записан ряд понятий.
Имя существительное, имя прилагательное, местоимение ... (Слайд 1)
- Продолжите предложенный ряд. Какой признак лежит в основе составления этого ряда?
- Определите, к какой из названных частей речи относятся слова-отгадки. (Слайд 2)
- Правильно, это наречия. Определите тему нашего урока.
- Верно, тема нашего урока - «Наречие как часть речи". (Слайд 3) (Запись в тетрадях)
Цель урока - определить морфологические признаки наречия, синтаксическую роль наречия в предложении, пополнить активный запас наречий (Слайд 4)
3. Слово учителя
-Ребята, А вы никогда не думали, почему в наречия такое имя? Почему оно так называется? Давайте проведем с вами расследование. Ведь известно, что имена существительные обозначают предметы, Которые существуют, имена прилагательные
- «Прилагаются к существительным», местоимения встают на место других имен. А наречия?
- Давайте послушаем рассказ самого Наречия.
4. Выступление мальчика в роли Наречия
- Давайте познакомимся! Я - самостоятельная часть речи - наречие. Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусских языке. Этот корень имел глагол со значением "говорит". От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), Нарек и другие.
Если буквально перевести мое имя на современный язык, получится "наглаголие". А в латыни я называюсь "приглаголие". Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу помогаю глаголу: примыкая к нему, объясняют, уточняю его, придает ему четкость. Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь НЕ мешает мне дружить и работать с ними. Хочу Обратите внимание на мою главную особенность - неизменяемости. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем НЕ склоняюсь, а не Изменяя своего окончания, да у меня его и нет. В предложении чаще всего я бываю обстоятельством, но могу быть и определением.
 (Отдает задания на карточках в конверте).
5.Беседа на восприятие услышанного
- О каких принципиальных особенностях данной части речи мы узнали из рассказа господина Наречие?
- Запишите однокоренные слова к слову наречие, выделять корни. (Слайд 5)
 - Господин Наречие, вы дали исчерпывающую информацию о себе?
- Нэт, дополнительную информацию вы получите, выполнив прилежно эти задания.
6. Исследовательская работа
- Итак, кто хочет включится в исследовательскую работу? (1 ученик работает у доски, читает задание на карточке.)
Карточка № 1. Выпишите из предложений словосочетания с наречиями, определите главное слово в словосочетания. Какой частью речи выражено главное слово? (Слайд 6)
Путники шли по дороге медленно, вразвалку. Мой брат удивительно красивый. Мальчик говорил очень быстро. Мой одноклассник живет в доме напротив.
- К каким частям речи может относиться наречие?
Вывод Правильно. Таким образом, наречие - самостоятельная часть речи. Наречие может относиться к глаголу, тогда оно обозначает признак действия (резко встать), к прилагательного, наречию, тогда оно обозначает признак признака (довольно интересный, очень хорошо), реже втором существительного, тогда оно обозначает признак предмета (яйцо вкрутую).
Следующее задание от господина Наречие.
Карточка № 2. подчеркнуть наречие как член предложения.
 Наши спортсмены хорошо подготовились, поэтому они уверенно двинулись вперёд
- Сделайте вывод, каким членом предложения может быть наречие. (Слайд 7)
Карточка № 3. На какие вопросы отвечает наречие? (Слайд 8).
Задание. Вот глагола бежать поставьте вопросы к наречию и запишите
словосочетания.
Бежать сегодня, завтра, утром.
Бежать здесь, рядом, впереди
Бежать вперед, назад, вниз.
Бежать издалека.
Бежать быстро, медленно.
Бежать специально.
Бежать с перепугу, со страха.
- А сейчас давайте Проследим, как изменяются наречия?
Я вам прочитаю стихотворение, а вы мне скажете, в какой особенности наречия идет
речь в этом стихотворении?
-Есть Ли у наречия окончание? Что это значит?
Говорят, наречия
Совсем НЕ изменяются.
Это очень даже просто проверяется.
Слово Очень мы возьмем.
Очень, очень ...
Да, уже понятно нам:
Нету слова очень!
Для примера мы тогда
Взяли слово никогда
Начинаем изменять:
Никогда и никого
Карточка № 4.
Выполним разбор наречий, по составу (Слайд 9)
Очень, срочно, по-французски, высоко ,свежо
В результате проделанной работы получилась таблица, характеризующая наречие как часть речи. (Слайд 10)
Физкультминутка
- Исследовательская работа отняла много сил, поэтому давайте проведем физкультминутку.
Медленно встаньте, резко поднимите руки, плавно их опустите, высоко подпрыгните, низко присядьте, тихо сядьте за парту.
- Сколько наречий встретилось в тексте физкультминутки? (6).
IV. Закрепление материала.
- А зачем нам нужны наречия?
- Давайте попробуем оживить данный текст. 
1.Творческое задание.(Слайд 11)
- Спишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания, вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия подчеркните их как члены предложения Выполняется самостоятельно.
Был полдень ____палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая_____
двигалась с запада на восток. ___ подул ветер. Молодая березка _____
затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния,_______
раздался первый удар грома. Спеша укрыться _______заметались птицы.
- Мы не только оживили текст, но и пополнили свой активный запас наречий. (Вывод о роли наречий в тексте - оживляют текст)
- Также эмоциональность, и выразительность речи придают фразеологизмы.
- Что такое фразеологизмы?
2. Замените фразеологизмы наречиями.
- Фразеологизмы могут быть заменены наречиями. Такую работу мы сейчас попробуем выполнить. (Комментированное письмо) (Слайд 12)
Положа руку на сердце - честно
У черта на куличках - далеко
Рукой подать - близко
Как в аптеке - точно
Черным по белому - ясно
Битый час- долго
Бок о бок- рядом
На вес золота- дорого
Душа в душу - дружно
3. Задание «Найти наречия» (Слайд 13)
Наречие или другая часть речи
- Сейчас мы запишем пары предложений, надо определить, какими частями речи являются одинаковые слова: наречиями или предлогами.
□ Беречь тепло. Тепло одеться.
□ Крыша дома. Каникулы я провел дома.
□ Причинить зло. Смеяться зло. Лицо зло.
□ Утро прохладно. Разговаривать прохладно.
□ Удобно расположиться. Помещение удобно.
□ Вокруг стояла тишина Туристы расположились вокруг костра.
□ После небольшого отдыха все дружно запели . Не мешай слушать, после расскажешь.
4. Игра «Наречия заблудились». (Слайд 14)
Подберите к данным глаголам подходящие по смыслу наречия (устно)
□ Говорить — спокойно, верхом, вежливо, сильно, внятно, тяжело, морозно, вслух, дружно.
□ Петь — замечательно, громко, далеко, втроем, сидя, иногда, всегда, часто, вместе.
□ Работать — по-другому, грязно, низко, умело, аккуратно, долго, много, быстро, вкусно.
□ Ехать — рядом, близко, ласково, сладко, глупо, пешком, издалека, вдвоем, медленно.
IV РЕФЛЕКСИЯ
Задание. Закончите предложения..(Индивидуальная работа).(Слайд 15)
1. Наречие - это ... часть речи
2. В предложении наречие чаще всего является ...
3. Наречие никогда не имеет ...
4. Наречие чаще всего присоединяется к ...
6. Наречие отвечает на вопросы ...
7. Наречие обозначает ...
V. Подведение итогов урока
Д/з найти 5 пословиц с наречиями ,выполнить их синтаксический разбор

Комментариев нет:

Отправить комментарий